Почему в налаживании детско-родительских отношений так важен ресурс мамы и папы? Как его, этот ресурс, приобрести? И возможны ли позитивные взаимоотношения с ребенком и его успешное воспитание, если у родителей знания есть, а ресурса на применение этих знаний на практике нет? Все эти вопросы появились в моей голове тогда, когда я вдруг поняла: родители приходят к школьным психологам, чтобы получить ответы на свои вопросы, которые касаются воспитания детей тогда, когда у них что-то не получается, но не всегда не получается из-за нехватки знаний! Очень часто родители понимают причины и плохого поведения детей и сложностей во взаимоотношениях с ними, но сил что-то изменить в сложившейся ситуации просто нет!
Большинство родителей работают и работают много. Бывает так, что даже времени на проверку домашнего задания не хватает, что уж говорить о выстраивании позитивных взаимоотношений со своим чадом? Выспаться банально не всегда удается. И тут, обратившись к психологу за помощью, родитель получает от него кучу заданий, направленных на построение детско-родительских отношений, на которые нужно потратить время и энергию, а их и до этого не хватало. Как быть?
Мало кто из психологов вообще говорит о родительском ресурсе как о необходимом компоненте воспитательного процесса. А это очень и очень важный компонент! Прежде чем что-либо сделать необходимо быть как минимум не уставшим, а как максимум – в ресурсном состоянии. Что такое «ресурсное состояние»? Это когда у родителя базовые физиологические потребности удовлетворены, он спокоен, отдохнувший и находится в хорошем расположении духа. Так как на то, чтобы внедрить что-то новое в свою жизнь нужны силы и время!
А что рекомендуется в основном родителям? Приблизительно следующее: «Вы соберите всю свою волю в кулак и делайте то-то и то-то». Найдет родитель на это «то-то и то-то» силы? Вряд ли. Для начала надо этому родителю пояснить, как важно восстанавливать эти ресурсы. И частенько, если родитель внемлет, и поработает над восполнением своей энергии, проблемы перестают быть столь неразрешимыми! Чаще всего, детям просто не хватает родительского внимания! А какое внимание даст уставший родитель, скорее всего негативное. А вот если родитель восполнит свой ресурс, у него будет более позитивное ощущение от жизни, и ему легче в таком состоянии настроится на ребенка и дать ему то, в чем он нуждается.
Чтобы начать работу над ресурсом, необходимо написать так называемый «ресурсный список», то, что доставляет удовольствие и после чего чувствуется прилив энергии и хорошего настроения. Затем выяснить, каким образом этот список реализовать. Ведь просто список удовольствия много не доставит, хотя уже кое-что прояснит. И конечно, найти в день хотя бы час на то, чтобы что-то из этого списка выполнить.
Что приносит мне радость
|
Что мне надо сделать, чтобы реализовать это
|
Как часто я буду это делать
|
|
|
|
Всегда используйте принцип маски в самолёте: сначала себе потом окружающим! Каждый день задавайте себе 4 простых вопроса:
- Чего я сейчас хочу?
- В чем я молодец?
- Чем я себя сегодня порадовал(а)?
- Что я для себя сегодня делал(а)?
Спустя совсем немного времени регулярного выполнения пунктов из этого списка, родителю станет жить намного спокойнее и приятнее. И я уверена, в выигрыше от этого будут все: и дети, и родители, и психологи!
|