Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Тулы
Главная НСОКО Безопасность Коллектив Контакты
Новости Мероприятия Наши достижения ШГР «Филиппок» Дискуссионный клуб Волонтеры Музей «Будь в центре!»

В чем разница между компетентностью и компетенцией?

Материал подготовлен
с использованием источников сети интернет
педагогом дополнительного образования
МБОУДОД «ДЮЦ» Гылкой О.В.

 

Проблема дефиниций сводится к их множеству и отсутствию общепринятой дефиниции. Она вовсе не означает отрицание новой качественной характеристики образования вообще и высшего образования, в частности. Ознакомимся с существующими определениями и попытаемся выяснить общее между ними.

И.А. Зимняя  пишет, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

Обобщенное представление о компетентности как научной категории мы рассмотрим на основе анализа некоторых определений понятий "компетентность", "компетенция", "образовательная компетенция", взятых из разных источников:

- компетентность (лат. competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным;

- компетентность - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта - ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт;

- компетентность - потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знанием;

- компетентность - это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения;

Слово "компетенция" происходит от латинского "competere", что значит "добиваться, соответствовать, подходить".

В словарях и научной литературе "компетенция" объясняется по-разному:

- знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний;

круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён21;

- совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности22.

Компетентность и компетенция, считает В.А.Метаева являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.

A.B. Хуторской так разделяет понятия "компетентность" и "компетенцию" следующим образом: "Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция". Компетенциявключает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности но отношению к ним. Компетентность -- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В российском документе "Стратегии модернизации содержания общего образования" были сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного российского образования, узловое понятие которого - компетентность. Было подчеркнуто, что это понятие шире понятия знания, или умения, или навыка; оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и пр. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся.

В.Д. Шадриков исходит из определения, согласно которому, компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. "Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции - это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится с субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи".

По В.Д. Шадрикову, "компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей,и личностных качеств. В каждой деятельности вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться. В образовательном процессе наблюдается определенная диалектика в формировании компетенций. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и др. во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций. Было бы большой ошибкой (которая намечается), если при реализации компетентностного подхода мы противопоставим его знаниям, умениям, способностям, личностным качествам"

Набор - 2018

Вы можете записать ребенка в объединения «ДЮЦ» на сайте.

«Лето твоих возможностей»

«ДЮЦ» приглашает на досуговые и образова-тельные программы и в летние клубы!

Нормативно-правовая база
Планы мероприятий
Отчеты о деятельности
Персонифицированное обучение

Документы

Платные образовательные услуги

Документы

Добровольные пожертвования

Документы

Независимая оценка качества предоставляемых услуг

Нормативно-правовая база НСОКО

Открытый клуб при МБУДО «ДЮЦ»

Аттестация педагогических кадров

Документы

Архив

Архив документов 

Новости «ДЮЦ»
Родительские собрания в ШГР «Филиппок»
Расписание родительских собраний в ШГР «Филиппок» перед новым учебным годом.
14.08.2018 10:58
Подробнее...
Мы за ЗОЖ!
21 июня в рамках мероприятий, приуроченных к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков состоялась профилактическая беседа «Круг моих интересов»  для тьютеров ЮПО «НектарIN».
25.06.2018 15:17
Подробнее...
Дорогами войны
20, 21, 22 июня 2018 года в ЦПКиО имени Белоусова  педагогами «Детско – юношеского Центра» была проведена программа «Дорогами войны», посвященная  77-ой годовщине начала Великой Отечественной войны.
22.06.2018 09:23
Подробнее...
«Моя семья – моя крепость»
19 июня педагоги МБУДО «Детско-юношеский центр» провели для обучающихся МБОУ «Центр образования №23» познавательно-игровую программу, посвященную Дню любви, семьи и верности.
20.06.2018 17:12
Подробнее...
РДШ – наша душа!
15 июня педагоги  МБУДО «ДЮЦ» и  отряд помощников вожатых «НектарIN» рассказали ребятам из МБОУ ЦО «58» и МБОУ  ЦО №23, отдыхающим в летнем лагере, о деятельности Российского движение школьников.
15.06.2018 16:51
Подробнее...
Сайт работает на LinkorCMS Тула, ул. Коминтерна, 22, тел. 8 (4872) 50-51-49, 8 (4872) 30-17-82,
факс: 8 (4872) 30-17-82, e-mail: tula-duc@tularegion.org
Поиск по сайту