Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания и оздоровления ребенка, это организованный процесс комплексного воздействия физических упражнений и факторов внешней среды (воздуха, ультрафиолетовых лучей, воды).
Значение физического воспитания для ребенка огромно:
- совершенствование терморегуляции;
- повышение неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды;
- стимуляция роста и развития детей;
- коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
- повышение умственной и физической работоспособности.
Что необходимо учитывать при занятиях физкультурой:
1) наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста и его функциональных возможностей;
2) систематичность занятий, их комплексность;
3) использование различных форм физической культуры с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности ребенка;
4) создание благоприятных условий внешней среды во время занятий и психологического настроя.
Одной из важнейших составляющих физического развития детей является физическое воспитание, проводимое в образовательных учреждениях, которое включает в се6я:
- обязательные занятия физкультурой (согласно расписанию);
- сдачу различных нормативов;
- малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика перед началом уроков в школе, динамические паузы – физкультминутки, динамические перемены).
Организация и содержание физического воспитания школьников регламентируется учебной программой по физкультуре, программой по внеклассной спортивной работе, программой занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.
Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников осуществляет медицинский работник образовательного учреждения. В целях оценки состояния здоровья и развития школьников ежегодно проводится медицинский осмотр всех школьников перед началом учебного года, по результатам которого устанавливают медицинские группы физического воспитания (основная, подготовительная, специальная).
Приведем краткую характеристику медицинских групп физического воспитания:
Основная группа -школьники без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой.
Подготовительная группа -школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки.
Специальная группа -школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой. Некоторые из них временно, до улучшения состояния здоровья, освобождаются от участия в учебных занятиях физкультурой.
В течение учебного года проводятся дополнительные осмотры – после перенесенных заболеваний (травм), перед участием школьника в соревнованиях. После осмотра медицинский работник знакомит учителя физкультуры с полученными данными о состоянии здоровья школьников.
В функции медицинского работника школы входит контроль за допуском к занятиям физической культурой после острых травм и заболеваний. Примерные сроки допуска школьников к занятиям физкультуры после перенесенных заболеваний приведены в таблице:
Заболевание
|
Сроки с начала посещения школы (дни)
|
Примечания
|
Ангина
|
14 - 28
|
Следует опасаться резких охлаждений (лыжи, плавание)
|
Бронхит, ОРВИ
|
7 – 21
|
|
Отит острый
|
14 - 28
|
Следует избегать плавания
|
Пневмония
|
30 - 60
|
Следует избегать плавания
|
Плеврит
|
30 - 60
|
Следует избегать плавания
|
Грипп
|
14 – 28
|
|
Острые инфекционные заболевания
|
30 - 60
|
|
Острый нефрит
|
60
|
Следует избегать плавания
|
Гепатит инфекционный
|
56 - 360
|
Следует избегать плавания
|
Аппендицит
|
30 и более
|
Следует избегать плавания
|
Переломы костей конечностей
|
30 – 90
|
Проведение занятий ЛГ, занятия на тренажерах, плавание
|
Сотрясение мозга
|
60 и более
|
В зависимости от тяжести состояния и характера травмы
|
В свободное от школы время увеличить объем двигательной активности школьников можно следующим образом:
- утренней зарядкой;
- динамическими паузами во время выполнения домашних заданий;
- спортивными играми на свежем воздухе во время прогулок;
- занятиями в спортивных секциях и клубах.
Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители должны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил личной гигиены и закаливания. |